вел01



«Стоит ли изобретать велосипед?» - главный вопрос-аргумент противников различных инноваций. Но ведь и велосипеды бывают разными…



Идея стартапов, как и многие другие инновационные идеи, пришла к нам с запада. Но, как это обычно и бывает, угнездившись на наших широтах, эта идея обрела здесь новую жизнь и несколько видоизменилась. Почвенники и западники – извечные два фронта в любой сфере российской жизни, будь то политическая, экономическая или общественная. Представлены два этих направления и в стартап-бизнесе. Мнение, что не стоит изобретать велосипеда, а нужно взять удачно работающую за рубежом модель и применить её на нашей почве, имеет не меньше сторонников, чем идея пионерского развития, когда наши стартаперы идут своим собственным путём, исходя из особенностей российского потребителя и национального рынка. В защиту обеих точек зрения имеются различные аргументы, которые мы с вами и рассмотрим в этом посте.






Доказательство прибыли



вел03


Запуск стартапа требует финансовых вливаний. Для этого необходимы заинтересованные инвесторы. Убедить вложить деньги в инновационную, ещё не опробованную идею, гораздо сложнее, чем в модель, которая уже с успехом используется на западе. Наглядно продемонстрировав, как обеспечивается деятельность ресурса, подобного вашему, за рубежом, вы с большей вероятностью получите одобрение и финансовую поддержку инвесторов, чем объяснив и показав «на пальцах» суть вашей оригинальной идеи.



Идти по следам или по наитию?


вел02



Одно дело, когда вы осваиваете совершенно новый для вашего рынка вид деятельности. Тогда, из-за необходимости хоть на что-то сориентироваться, приходится использовать наработки иностранных коллег. При этом можно набить немало шишек, пока будет получен какой-либо адекватный отечественному рынку опыт, из которого и вырастет ваш особенный «велосипед». Другое дело, когда рынок достаточно насыщен, и через армию местных конкурентов приходится уже пробиваться с серьёзными боями. Тогда слепая копия не только не принесёт результатов, но и может просто напросто разорить вас. В таком случае и нужно что-то инновационное, способное привлечь внимание клиента.



Инновация инновации рознь


вел04


Нужно разделить два вида инноваций – технологические и бизнес-моделей. Продвижение технологической инновации на рынок – это очень сложный, затратный и, в большинстве случаев, неблагодарный труд. Сливки снимают обычно те, кто приходит за продвинувшим новую технологию пионером: примером могут быть такие гиганты современного интернета, как Google и Facebook, которые взяли уже использовавшуюся до них концепцию, «посадили» её на совершенно новую бизнес-схему и завоевали рынок. А о первых социальных сетях или же поисковиках, которые появились на заре глобальной интернетизации, сегодня помнят и знают только специалисты, глубоко изучающие данный вопрос.



Одевайся по сезону!



вел05



Разделять компании на «пионеров» и «последователей» в корне неверно. Ведь это не базисные бизнес-модели, на которых может основываться конструкция того или иного дела, но лишь методики работы, используемые различными фирмами в процессе деятельности. И нет ничего удивительного в том, что иногда одной компанией одновременно применяются оба вида деятельности – и инновационный, и последовательский – на совершенно разных рынках. На протяжении всей своей истории любая компании, если она пришла всерьёз и надолго, меняет модели поведения. Можно начинать как инновационная компания, а затем перейти на опыт уже работавших здесь до вас фирм, можно сделать всё наоборот, но оставаться в одной позиции долгое время просто невозможно, поскольку это чревато серьёзными издержками. Другое дело, если компания создана только для того, чтобы быстро заработать и уйти с рынка – тогда удачно выбранная кратковременная стратегия помогает в короткий срок «снять сливки» и покинуть отрасль.



У нас – особенная стать


Как всегда, нет одного четкого ответа на вопрос, что предпочтительнее, быть пионером или последователем? Всё зависит от конкретной ситуации, и разбираться в этом нужно на месте. Одно несомненно – слепое следование западным стандартам на российской почве чревато определёнными «вывихами», и в этом мы не раз уже убедились на самых разных примерах – от выбора модели экономического развития страны до реформы современного образования. Но и изобретение собственного отдельного пути тоже несёт с собой определённые издержки, главным образом временного плана. Пока вы будете создавать что-то особенное и непревзойдённое, ваши конкуренты, образно говоря, далеко уже уедут на импортных велосипедах, и догонять их придётся долго. К тому же, не факт, что вы найдёте действительно нечто особенное. Может случиться и так, что ваша инновация всего лишь «те же яйца, вид сбоку».



вел06



Всё в мире относительно: для кого пылесос, а для кого – инновационное средство передвижения.